Перейти к содержимому

Нижняя Тунгуска-2011


Recommended Posts

«Катанга, Катанга — солнцем прогретые сосны.

Нижней Тунгуски почти золотая вода.

Белой черёмухи буйные, звонкие вёсны.

Землю копытят большие оленьи стада.

Белые ночи стоят над притихшей тайгою.

Алые зори вливаются в синий рассвет.

Катанга, Катанга — как хорошо мне с тобою!

Пусть в твоих тропах и мой затеряется след...»

Часть первая. Нижняя Тунгуска

Угрюм-река, Авлакан...Под разными именами известна Нижняя Тунгуска в нашей литературе...

Три года.

Именно столько планировался и готовился этот маршрут. То, что он состоится — сомнений не было. Готовился идти вдвоём, но не исключал и одиночное путешествие.

Поэтому были куплены и освоены на „домашних“ порогах трёх- и одноместные байдарки, соответственно подобраны палатки — «Phantom» и «Targus-2».

Найдены в Сети, распечатаны и заламинированы генштабовские одно- и двухкилометровки маршрута. Благодаря советам форумчан „привязанные“ двухкилометровки „залиты“ в «Oregon-450». Снаряжение минимизировалось из расчета на месяц...

В итоге мы пошли втроём.

Киренск.

На АН-24 я не летал уже лет тридцать, но всё осталось по прежнему — стаканчик газировки и карамельки перед взлётом и посадкой :)

avlakan-02.jpg

Это не животик, это набитый карман анорака :grin:

Изложение постараюсь сделать относительно кратеньким, а ссылочку на полный рассказ я приведу позже, если кому будет интересно...

Итак, начало маршрута — в Подволошино. Комары вьются стаями, поэтому сразу привёл себя в надлежащий вид и быстро надуваю байдарку.

avlakan-04.jpg

Бабочек на реке, пожалуй, больше чем гнуса. И такая картина сохранялась примерно до Непы. Потом или просто севернее спустились, или уже их время прошло.

avlakan-05.jpg

 

Ближе к вечеру разразилась гроза с градом. Градины величиной с горошину больно пробивали по голове сквозь шляпу. Забегая вперёд скажу, что градом встретила нас Тунгуска, градом и проводила. Вечером предыдущего перед вылетом дня в Ербогачёне разразилась сильнейшая гроза с градом, поставив под вопрос наш вылет — нужно было выждать, пока высохнет глиняная взлётная полоса и её снова укатают. Сугробы града лежали под окнами даже на следующий день. А температура воздуха, между прочим, была под тридцатник...

avlakan-06.jpg

Увязываем груз на байдарке после первой ночёвки.

Поразительно, как в одну байдарку помещается всё, что нужно для жизни трёх человек в течении месяца! :cool:

avlakan-07.jpg

Можно себе представить, как высоко поднимается уровень воды в некоторых местах во время половодья

avlakan-08.jpg

 

Внезапно замечаем на берегу что-то белое. Подойдя ближе видим... лёд!

avlakan-09.jpg

Выход вечной мерзлоты, из под неё течет ручей. Между прочим, на улице +30 oC, а на смородине можно разглядеть ягоды

---------------------------------------------------------------------

Далее...

Изменено пользователем Garcev
Ссылка на комментарий

Продолжение.

---------------------------------------------------

Цветы Тунгуски.

avlakan-10.jpg

Красивейшая тигровая лилия часто встречается по берегам

avlakan-26.jpg

Рыбалка была неплохим подспорьем в питании, хотя доминирующей роли и не играла. Пойманные щуки, окуни и язи в большинстве своём запекались в фольге и хранились как консервы для дневных перекусов. Хотя, конечно, рыба была и жареная, и варёная, и на рожнях.

avlakan-11.jpg
 
avlakan-15.jpg
 
avlakan-31.jpg

Уже ночью готовлю щук для копчения

avlakan-42.jpg
 
avlakan-51.jpg

На рожнях

------------------------------------------------------------

Далее...

Изменено пользователем Garcev
Ссылка на комментарий

Продолжение.

------------------------------------------------------

avlakan-52.jpg

Гребибля, Гребубля и МатьВаша! :mrgreen:

Постепенно установился оптимальный порядок прохождения. Гребли по очереди, сидя сзади — первые 10 км один, вторые 10 км другой, далее менялись через 5 км. В среднем за сутки проходили около 30 км, ходовое время порядка 6-7 часов, средняя скорость — 5-6 км/час. Иногда на место заднего гребца садилась жена, и тогда мы гребли с ней вдвоём.

avlakan-12.jpg
 
avlakan-13.jpg

Дневной перекус

На исходе третьего дня мы увидели два толкача, уткнувшихся в берег, и понтон с грузом — не успели пройти в навигацию, теперь надо ждать большой воды.

Дежуривший на буксирах парень был несказанно рад неожиданным собеседникам:

— Представляете, всего 80 км до дома не дошли! Я уже месяц здесь сижу и еще полмесяца придётся!

— Еду-то подвозят?

— Да проходит здесь дежурный катер, снабжает продуктами. Скучно, и делать нечего. Блесну вот последнюю щука оборвала...

Набрав у него водички мы отправились дальше. За три дня мы прошли более 80 км — пока темп выдерживается.

avlakan-16.jpg
 
avlakan-17.jpg

Вечер

------------------------------------------------------

Далее...

Изменено пользователем Garcev
Ссылка на комментарий

Продолжение.

-----------------------------------------------------------

Следы невиданных зверей ;)

avlakan-14.jpg
 
avlakan-22.jpg
 
avlakan-44.jpg

Длина прыжка — 2,5 метра

avlakan-45.jpg

Никто не верил, что мы, пройдя почти 600 километров, не встретились ни с медведем, ни с сохатым, ни с другим каким-нибудь четвероногим обитателем тайги. Лишь однажды, заночевав в зимовье, я вышел вечером на обрыв и внизу, метрах в 200-ах, на отмели увидел двух медведей. Вместо того, чтобы схватить фотоаппарат, я позвал всех из зимовья посмотреть, и только потом побежал доставать телевик. Однако медведи к тому времени уже ушли. Притом нас все предупреждали, что косолапых последнее время стало очень много, массово строящиеся газо- и нефтепроводы повыгоняли их из тайги. Да и мы сами почти на каждой отмели видели множество следов. Участились случаи нападения медведей на людей. Но — тем не менее, нам Тунгуска своих четвероногих таёжных обитателей показать не захотела.

А вот птиц было множество.

avlakan-19.jpg
 
avlakan-23.jpg
 
avlakan-32.jpg

 

Плисочка (трясогузка) бегала прямо в лагере.

Уводила нас от вылупившегося ночью возле палатки прямо среди камней птенца

avlakan-48.jpg
 
avlakan-49.jpg
 
avlakan-30.jpg

 

:roll:

-----------------------------------------------------------

Далее...

Изменено пользователем Garcev
Ссылка на комментарий

Продолжение.

-----------------------------------------------

avlakan-20.jpg

Облачный мост через Тунгуску

 

avlakan-21.jpg

Молитва над нарами в одном из зимовий

 

avlakan-24.jpg

Слияние Непы и Нижней Тунгуски

 

avlakan-25.jpg
 

«Фарков лежит на спине, рассказывает о Даниловской сопке, что миновали вчерашний день. В ней есть пещера, где в недавние времена жил огненный змей. Днём нету его, но лишь наступает вечерний час, словно полымем осияет небо — мчится змей... Много украл молодых баб да девок, жил с ними... А одна, сказывет, родила от него девушку-шаманку, что Антипа уморила...»

В.Я. Шишков «Угрюм-река»

Вот она — Даниловская сопка у зимовья Данилова, и хребтик на ней.

avlakan-28.jpg
 
avlakan-27.jpg

У подножья сопки, на самом берегу, бъёт из земли солёный родник — вода холодная, чистая и прозрачная, а на вкус как морская. Приходят к роднику олени в любое время года, ведь он и зимой не замерзает, разве только совсем уж в лютые морозы.

avlakan-29.jpg

На водорослях белый налёт — кристаллы соли

 

avlakan-34.jpg

Дым от пожара спускается по Голому хребту...

 

avlakan-35.jpg

------------------------------------------------------------

Далее...

Изменено пользователем Garcev
Ссылка на комментарий

Продолжение.

-----------------------------------------------

Одна из самых необходимых вещей на Тунгуске — это лодка-погонка. Каждый делает их для себя из подручных материалов, но, в общем, все они одного размера, формы и конструкции. Без привычки в ней легко совершить оверкиль. :) Лодочка легко переносится на плече, их разносят по озёрам, оставляют у зимовеек — у каждого их, как правило, несколько штук.. В основном используют их для постановки и снятия сетей, для недалёких разъездов.

avlakan-36.jpg

 

avlakan-37.jpg

Саша Васильев — водовоз из Ерёмы

 

avlakan-38.jpg

Минералы Тунгуски

 

avlakan-46.jpg

Сердолики

 

avlakan-39.jpg

Такие плоскодонные катера перевозят продукты и другие грузы по реке в малую воду

 

avlakan-40.jpg

 

avlakan-41.jpg

 

avlakan-43.jpg

Единственное встреченное нами зимовье с „нефамильным“ названием, из новых

 

avlakan-47.jpg

Последний вечер перед Ербогачёном. А позади 553 километра...

 

avlakan-50.jpg

Мемориальная доска на доме-музее В.Я. Шишкова в Ербогачёне

---------------------------------------------------------

Конец 1 части.

Продолжение следует... :cool:

Изменено пользователем Garcev
Ссылка на комментарий

Супер! :)

Спасибо! :grin:

Краткость - сестра таланта. Лучше и не скажешь.Как, что из СПЛАВовского себя вело?

А-а-а! Про снаряжение будет в следующих частях! :wink: Или в следующей ? не знаю, стоит ли байкальские фото публиковать, там мы уже культурно отдыхали после Тунгуски несколько дней... :roll:

Сплавовского снаряжения у меня было процентов 90 (в том числе уже снятое с производства и изъятое из продажи) ? начиная с котелка и заканчивая палатками. И большое спасибо Мормусу за Terrain Light ? совершенно чумовой по вместимости и очень удобный для сплава рюкзак! :cool:

А подробности чуть позже, эту тысячу фотографий еще разобрать и рассортировать надо... :oops:

Ссылка на комментарий

Спасибо за отчёт и просвещение, я тоже в этом году камешков разных насобирал, только вот сердолики за подобие янтаря принял, а вон оно оказывается как, нужно будет как-нибудь заняться, попробовать крупные экземпляры распилить и отполировать.

Ссылка на комментарий

А я в Листвянке на Байкале в музее самоцветов их показывал, консультировался. Да и поменялись мы там с ними немного. А то тоже похожесть с янтарём меня смущала.

Чтобы перевеса в самолёте не было, мы с женой камешки посылкой отправили... :roll:

Ссылка на комментарий

Даже не знаю... Хотя нет — знаю.

Если писать продолжение о путешествии, то помимо множества замечательных фотографий тунгусских красот и добрых слов о людях, будет немало <censored> слов о жизни этих людей в этих краях, и о наших <censored> властях центральных. Может, вкратце и в конце... Опять же — кляну свой непрофессионализм, из-за которого у меня нет множества документальных фотоподтверждений того, что там творится.

Михаил Васильевич считал, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном», а вот один из нынешних вице-спикеров Госдумы: «Сибирь - мало интересная электоральная база». Разница в отношении видна на месте невооружённым взглядом любому тупице, кроме... Гм. Стоп, стоп, стоп... Мне же еще очерк писать об этом маленьком путешествии... :oops:

Хотя это всё же тренировка, и многое отсюда в него попадёт. А вот о том, что возможно в него не попадёт, я напишу — о снаряжении.

Изменено пользователем Garcev
Ссылка на комментарий

и про людей и про их существование тоже!

очень хотим!

Про людей весь север схож.

Я опишу людей со своего севера, в этом году был на малой Родине.

В былые годы мощный край, всё своё, даже мороженое в посёлке с населением 10 т.ч. производили из собственного молока, сегодня овощи из Китая, свинина из Дании, но это только в областном центре, в дальних посёлках ещё хуже, 5ти этажки стоят сплошником с выбитыми окнами и обрезанным отоплением/светом, двухэтажный дом с дырой в стене, рядом вообще развалины, создаётся впечатление, что в дом где развалины попала бомба и осколком пробило стену дома напротив. Но скелеты домов стоят, а людей нет, нет, иногда попадаются люди, но уже не те... и не в том количестве и не в том качестве.

В былые годы существовал недалеко(относительно, вертолётом) от посёлка совхоз оленеводов Рассохинский, в 30е годы сюда пришла советская власть и полностью перестроила быт местных народов - якутов, юкагиров, эвенов, некоторые из них по прежнему пасли стада, но всё это было уже в другом ключе, в ключе цивилизации. И вот прошли годы, народ оторвался от корней, но прирасти ему в новом быте было не суждено, север нам не выгоден сказала рыжая морда с телеэкранов и финансирование регионов вмиг прекратилось, мало того, все доходы стали уходить из края, а тех руководителей, что пытались одуматься и направить финансы на развитие края просто убрали, в октябре 2002 года был убит губернатор Магаданской области Валентин Цветков.

И что сегодня? В этом году на территории бывшего совхоза Рассохинский прилетел вертолёт... В том году с него вывезли всех жителей, но 3е стариков 75 лет отказались выезжать, здесь наша Родина сказали они, им оставили немного еды и улетели, дорог там нет... а в этом году прилетел вертолёт, он привёз старикам мешок муки, мешок сахара и что-то ещё по мелочи, но вертолёт никто не встретил, старики сидели под лиственницей в позе лотоса... в трупном окоченении, как сказали они умерли от голода и позже замёрзли. С вертолётчиками прилетел молодой парень из их племени, как же так спросили у него пилоты - у вас же тут такая зимовальная яма, столько рыбы, а на что ловить ответил им парень, лески нет, крючков нет, у стариков были винтовки, но патронов то же не было. Когда собрались улетать, молодой сказал, я останусь, на него посмотрели как на дурака, стали уговаривать, мол умрёшь здесь, на что он ответил, что в посёлке быстрее помрёт от пьянки, ведь делать там ему больше нечего, а тут он поживёт до октября, а как начнёт холодать по реке выйдет к посёлку, ведь продукты старикам привезли, ему одному хватит... так и остался...

А в посёлке действительно многие пьют и многие умирают от пьянки, не все из них были плохими людьми, были и хорошие люди и хорошие специалисты.

И это только одна маленькая свежая история. У каждого, кто там был, кто оттуда выехал и кто там остался есть своя маленькая история и своя память.

Изменено пользователем tverdolik
Ссылка на комментарий

Часть вторая. Снаряжение

Сразу оговорюсь, что всё приведённое здесь — исключительно моё IMHO, основанное на моём же опыте.

Сторонние производители тут упоминаются только потому, что „Сплав“ эти вещи не делает и не продаёт (кажется), а вдруг кому-нибудь информация полезна будет? :roll:

-------

Перед самой Непой (это примерно 200 км от места начала сплава ? Подволошино) мы спросили у встреченного на реке мужика, Володи:

— А кроме нас тут какие-нибудь туристы были?

— Да проплывал тут неделю назад один из-под Москвы, вроде... На спасательном плоту. Я его спросил — далеко? «До Туруханска», говорит... А-а-а, говорю, давай, давай... Как раз к Новому году поспеешь «?! А где ближе улететь можно?» Так Тура, говорю, а ближе всего — Ербогачён!

Кто не знает, что такое ПСН-6 и иже с ними — рекомендую посмотреть воочию хотя бы в Интернете. Это совершенно неповоротливое и почти неуправляемое тяжеленное надувное плавсредство, которое в данных условиях могло плыть только самосплавом по течению, как обычный плот. А до Туруханска, между прочим, почти 2,5 тыс. километров :) А в реке летом кое-где глубины... ну, ниже сами увидите.

-------

Трёхместная „Щука» — очень устойчивое, грузоподьёмное и довольно лёгкое судно, проходящее многие препятствия и мели совершенно безболезненно для шкуры, в отличие от каркасных байдарок. И, в отличие от ПСН-6 — управляемое.

schuka-01.jpg

Конструкция предусматривает крепление груза (рюкзаков) на деке кормы (а при сильной нужде — и на носу), как было видно из предыдущих фотографий.

Легко переносится в одиночку даже в мокром виде.

 
P_SuperLIght-01.JPG
 

На корме прекрасно умещался и удобно крепился рюкзак „Terrain Light 120“, выполняя роль спинки.

 
terrain-04.jpg

Рюкзак оказался очень вместительный: в него спокойно поместились все личные вещи и вся одежда моя и жены, два летних спальника, два коврика — „Extreme Light 2.5“ и „Surfing Mini 2.5“, палатка „Targus 2“, вся посуда и остальная мелочёвка типа запаса батареек на месяц, фонарей, топора, всей электроники... короче, всё, за исключением обуви и частично еды (хотя большой пакет сушеного мяса я туда всё же засунул).

 

terrain-01.jpg

Пять гермомешков с одеждой и снаряжением, палатка — всё это спокойно помещалось в рюкзаке и еще была куча места

Его модульность, т.е. съёмные карманы и клапан, сослужили нам хорошую службу в аэропортах. Дело в том, что все билеты, и туда, и обратно, мы взяли еще в марте, до введения ограничения на количество мест багажа. Поэтому нас беспокоил только перевес. Сняв карманы и клапан мы брали их с собой в салон самолёта, уложив в них различную тяжелую мелочевку, допустимую к провозу в ручной клади и тем самым значительно облегчили вес багажа. А у „Аэрофлота“ ручная кладь в общий вес багажа не входит. На маршруте карманы также лежали в наплавах отдельно от рюкзака, и в них хранились мыльно-рыльные принадлежности и различные постоянно используемые вещи.

В полностью снаряжённом виде рюкзак весил около 35 кг, в таком виде я передвигался из Шереметьево на Ленинградский вокзал, и хочу отметить, что нести его было не утомительно, даже без использования пояса.

Вывод I: рюкзак вполне можно использовать один на двоих, в том числе и для продолжительных походов. В него не вошли только сменная обувь и еда, и то только потому, что я боялся в итоге его не поднять. :cool:

-------

При креплении на байдарку рюкзак сверху я закрывал накидкой 90-130 л, её можно увидеть на многих фотографиях в теме. Для этих целей накидка оказалась просто незаменима и безразмерна, поскольку сверху на рюкзаке еще лежала герма со спальником и громадным самонадувастиком товарища, и накидка покрывала их все. На стоянке под ней лежали резервные сухие дрова, мешок с посудой, рыболовные принадлежности и еще различные несъедобные предметы не первой необходимости.

 
cover-01.jpg

Вывод II: Обязательно буду брать в походы две таких накидки — польза несомненная как на воде, так и на берегу. Укрывает вещи лучше, чем пончо и т.п.

-------

Закрывая тему рюкзаков, хочу упомянуть об одной старой сплавовской разработке, давно снятой с производства — дорожном рюкзаке „Trip 90“, с которым ходит мой товарищ. Можно сказать — раритет.

 
terrain-03.jpg

Рюкзак можно раскрыть наподобие чемодана, а лямки, подвесная система, пояс и нагрудный ремень закрываются по периметру рюкзака специальным чехлом на молнии. При том, что лямки, подвес и спина там мало отличаются от современных моделей. Внутри рюкзака есть различные карманы тоже чемоданного типа. Опять же — ручки для переноски тоже сделаны так, что его можно носить как чемодан. Фронтальный карман являлся по сути маленьким рюкзачком на 10 литров, и это было очень удобно.

 
terrain-02.jpg

Вывод III: считаю, что модель вполне достойна занять место на доске почета сплавовских разработок.

-------

Гермомешки, конечно, весят в целом немало, но как же без них?..

 

hermbag-01.jpg

Сплавовские гермы нескольких поколений :wink:

В рюкзаке и в наплавах все вещи были упакованы во внутренние гермы, к счастью еще зелёного и черного цветов, под сиденьями лежали продукты в транспортных 30 и 50-литровых гермомешках. Несмотря на то, что в байдарке нет слива и воды обычно едва ли не по щиколотку (стекает с вёсел, как ты не старайся), содержимое гермомешков, засунутых под сиденья, в нос и корму оставалось в основном сухим. Опять же — герма с фотосумкой под сиденьем лежала... пусть даже она и не сплавовская. Главное — ответственно подходить к процессу упаковки. Один из нас в начале пути небрежно закрутил герму с продуктами, и на первой же стоянке всё её содержимое пришлось сушить. Хорошо, что все продукты были еще по отдельности упакованы в п/э пакеты.

Товарищ, доставая пакет с рыболовными принадлежностями, уронил блесну, которая тут же впилась в герму с продуктами. Дырку, как не старались, так и не нашли... Пришлось предполагаемое место прокола заклеить монтажным скотчем, до конца маршрута всё было нормально.

Вывод IV: гермомешков много не бывает. Хотел было еще прикупить, но те цвета 15 и 25-литровых компрессионников, которые сейчас продаются — это какой-то ужаснах! :evil: Придётся ждать лучших времён, или искать по магазинам остатки зелёных... :cry:

-------------------------------------------------------------------------

Далее.

Изменено пользователем Garcev
Ссылка на комментарий

Очень красивые фотографии!Опишите, если можно, фотоаппаратуру.

Обязательно, как раз во второй части, про снаряжение, я и хочу сказать несколько слов об используемой фототехнике.

Про людей весь север схож.

<...>

Да, это верно.

Тоже напишу в конце немного, но не столько про нативов, сколько о ситуации в целом.

Ссылка на комментарий
Несмотря на то, что в байдарке нет слива и воды обычно едва ли не по щиколотку (стекает с вёсел, как ты не старайся), содержимое гермомешков, засунутых под сиденья, в нос и корму оставалось в основном сухим. Опять же ? герма с фотосумкой под сиденьем лежала... пусть даже она и не сплавовсках.

А на вёслах резиновых колец-стопов для воды не было? Или не помогали? Просто насколько помню без них да, всё течёт в лодку, а с ними не припомню,чтобы были сильные проблемы, к тому же у вас же байдарка с юбками...

Это я так, на случай, если не встречали, продаются кольца резиновые, как раз предотвращающие стёк воды с вёсел.

Ссылка на комментарий

А на вёслах резиновых колец-стопов для воды не было? Или не помогали? Просто насколько помню без них да, всё течёт в лодку, а с ними не припомню,чтобы были сильные проблемы, к тому же у вас же байдарка с юбками...

Это я так, на случай, если не встречали, продаются кольца резиновые, как раз предотвращающие стёк воды с вёсел.

Да есть кольца, как же без них... С колец всё равно стекает, на юбку и на карманы в наплавах. А там через молнии внутрь... В юбке набираются целые лужи, начинаешь сливать ? всё равно часть воды попадает на ту же молнию и через неё внутрь байдарки.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к беседе

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позднее. Если у вас уже есть учётная запись на форуме - авторизуйтесь.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

×
×
  • Создать...